Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с. п. Надтеречное»

nadter.2@mail.ru
88713227037
Понедельник – Суббота – с 08:15 до 19:00
 
 
 

Хамидова Аминат (Учитель математики)

Эссе учителя математики

«Я – учитель»

 

                                                                                   Учитель создает нацию!

                                                                                          А. Х. Кадыров.

 

 

 

Я, Хамидова Аминат Ширвановна, работаю в школе учителем математики. Учитель, нам мой взгляд, это самая благородная профессия, требующая от человека, посвятившего ей жизнь, неиссякаемой жизненной энергии, большого творческого потенциала, душевной щедрости, безграничной любви к детям и верности своему делу. Быть учителем в наше время трудно! Но о своем выборе я не жалела никогда, потому что он сделан неслучайно! Любовь к этой профессии во мне зажгла Исаева Мадина Анатольевна – учитель начальных классов, а также учительница математики Кадырова Рукият Омаровна. Когда я решила поступить в педагогический университет с намерением стать учителем, мой отец сказал: «Профессия учителя самая честная и благородная». Ведь не зря учителя называют устазом, потому что он несет свет благородства и чести. Мои родители учили меня познавать мир, искать свое место в нем. Они способствовали выбору моей профессии. Теперь я сама учитель математики. Мне нравится  учить детей этой сложной и увлекательной науке.

И я люблю свою профессию. Очень хочется, чтобы все люди знали о том, как это  с одной стороны здорово, а с другой стороны трудно быть учителем. Я считаю, что профессия учитель включает в себя всё: жесты, голос, манера держать себя, уметь слушать и слышать… Нам доверено формирование будущей личности. Главной задачей образования считаю формирование социально успешной личности, а задачей преподавания математики должна являться ориентация не только на усвоение научных фактов, но и на более прикладную и практическую направленность знаний – подготовку человека к жизни в социуме.
Актуальность этой задачи подтверждают слова, сказанные В.В. Путиным: «…нельзя относиться к образованию только как к накоплению знаний. В современных условиях – это прежде всего развитие аналитических способностей и критического мышления у учеников. Это умение учиться. Умение самому воспринимать знания, успевать за переменами».

И всё-таки, кто же я в своей профессии? Гуманист, психолог, исследователь, врачеватель человеческих душ? На этот вопрос смогут ответить только мои ученики.

Несколько лет я работаю в МБОУ «СОШ №2 с. п. Надтеречное» учителем математики. На протяжении всех лет, что я работаю в школе, я стараюсь отдавать им свои знания, и я вижу в них свое продолжение- достойных, умных и воспитанных людей. К своей мечте я иду каждый день, видя результаты, радуюсь им, как ребенок. 

Математика, наряду с русским языком, является определяющим компонентом системы современного образования, той основой, вокруг которой вращаются все остальные предметы общеобразовательной школы.

В основе Стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным способностям. Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение:  усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности. Теперь задачей общеобразовательной школы становится не «снабдить» учащихся багажом знаний, а привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В примерной программе по математике предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение и понимание ими математического материала и развитие интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства. Учитель должен уметь строить урок с учетом формирования и развития универсальных учебных действий у учащихся, знать и использовать технологии, которые позволят осуществить достижение требований ФГОС наилучшим способом.

     Современный учитель вправе сам выбирать по какой программе работать, адаптировать ее под конкретное количество часов, конкретный класс и т.д., составляя свою рабочую программу. Существует огромное количество учебных пособий и для учащихся и для педагогов. Я работаю по традиционной программе 5-6 класс (математика) Дорофееев, 8 класс (алгебра) Макарычев, 7-9 класс (геометрия) Атансян. Содержание учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения и рекомендованы Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2011-2012 учебный год. Использую серию учебных пособий КИМ по предмету. Эти пособия, по моему мнению, эффективны для проведения тематического контроля в тестовой форме, что способствует подготовке учащихся уже начиная с 5 класса к сдаче ОГЭ, ЕГЭ. По геометрии эффективно использую серию пособий: решение задач на готовых чертежах, поскольку, в учебнике недостаточно задач для отработки навыков чтения чертежей, особенно в 7 классе, когда учащиеся только начинают изучать геометрию. Стараюсь следить и использовать в работе новинки методической литературы для организации внеурочной деятельности, проведения недели математики, подготовки учащихся к олимпиадам. С целью улучшения качества усвоения материала 1-2 раза в неделю практикую использование в виде задания на дом индивидуальных карточек на печатной основе, которые составляю сама.

     В связи с этим наиболее актуальным становятся педагогические технологии, которые я применяю в своей работе: проектная технология, групповые технологии, игровые технологии.

Психологами доказано, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. Считаю, что именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа. 

Групповая форма обучения решает три основные задачи:

1.      Конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией.

2.      Коммуникативно-развивающуюся, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за ее пределами.

3.      Социально,

4.      ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в обществе.

    Олимпиады имеют огромное просветительское значение. Для школьников это чуть ли не единственный способ посоревноваться в интеллектуальной сфере. Безусловно, для различных возрастов олимпиады имеют разное значение и разные цели. Как мне кажется, участие в олимпиаде с одной стороны это математическое соревнование, которое дает заряд для изучения математики на новом уровне, а с другой стороны оно дает возможность сравнить свои успехи с успехами других (очень престижно стать победителем или призером математической олимпиады любого уровня).

В то же время школьная математика никогда не сможет угнаться за развитием науки, да и не нужно этого делать. Следует помнить о том, что наша массовая школа является общеобразовательной.

Роль информатизации в образовании в современных условиях огромна. Ребенок рождается и уже видит вокруг себя: телевизор, компьютер, принтер, интернет, и др. За последние годы произошел коренной перекос в сторону информатизации жизни всего общества, а, следовательно, и образовательного процесса. Без компьютера, ИКТ уже невозможно представить себе современного человека, современное образовательное учреждение. Применение ИКТ на уроке делает урок более динамичным, насыщенным, ярким, что заставляет каждого ученика активно работать, способствует развитию познавательного интереса, мотивирует к участию в работе всех групп учащихся, формирует информационную компетенцию.

Применять ИКТ можно на любом этапе урока: при проверке домашнего задания, организации устного счета, изучении нового материала, закрепления ЗУН, для проведения разных видов текущего, промежуточного и итогового контроля, организации самостоятельной работы с сиюминутной проверкой.

Внедрение ИКТ в преподавание математики я начинала с накопления печатных дидактических материалов (карточки для контрольных, самостоятельных, лабораторных, практических, индивидуальных работ, обучающие и корректирующие карточки, тесты и др.), использования учениками Интернета для поиска информации для выполнения творческих, проектных работ, практических и лабораторных работ. Использую в своей работе диски из школьной медиатеки», «Мультимедийное пособие по математике 5-6 класс» (алгебре 7-9, геометрии 5-9 класс), «Демонстрационные таблицы по математике 5-6 класс», «Демонстрационные таблицы по геометрии 7-11 класс»; «Алгебра: раздаточный материал», «Математические загадки» (для внеклассной работы) и другие диски, а также ресурсы сети Интернет, ЭОР и ЦОР. Эти материалы я использую не в готовом виде, а перерабатываю их, а также создаю собственные презентации к урокам с помощью программы Microsoft Power Point. Урок с использованием презентация обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период, что позволяет экономить время на уроке. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд). Не надо забывать об ограничениях СанПин применения ИКТ на уроках.

ИКТ является неотъемлемой частью образовательного процесса и активно используется, любым современным учителем, не только в учебной деятельности, но и во всех направления работы образовательного учреждения, что способствует повышению качества образования, скорости передачи информации.

Систематически веду работу с одаренными учащимися.

1.      Кацаева Иман

2.      Салманова Айна

Для одаренных учащихся необходим особый подход. Их необходимо обучать не только фактам, алгоритмам, а идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование. Использую индивидуальный подход к одаренным учащимся при составлении карточек-заданий (тестов, самостоятельных, домашних работ и прочее), а также даю простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся (творческие задания, исследовательские работы, проектные работы, научно-практические работы) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся. В работе с одаренными использую технологию проектного обучения, в сочетании с технологией проблемного обучения, участие в районных конкурсах и т. д.

Согласно национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Я считаю, что обучение математике в школе должно иметь своей главной целью не передачу некоторой суммы знаний, а развитие способностей к получению математических знаний с учетом индивидуальных возможностей каждого учащегося.

 

 

Представление

 Урок 1. Тема: «Обыкновенные дроби»

 Урок 2. «Параллельные прямые»

 Урок 3.  Тема: «Клуб веселых математиков» (КВМ)